«Начало»: в поисках реальности

Автор Ершова Сильви

Многие современные фантасты считают, что, в принципе, пытаться предсказать развитие науки и общества в будущем – гиблое дело, и гораздо интереснее просто взять какую-нибудь давнюю несбыточную мечту человечества, представить, что наука смогла осуществить её, и посмотреть, что получится. Страхи для этого подходят не хуже. Вот, например, сны – загадочное пространство человеческого подсознания, в котором так хотелось бы найти ответы на все личные вопросы и научиться управлять воображаемыми мирами и видеть исключительно сладостные грёзы, а не удушливые кошмары. С другой стороны, в современном постиндустриальном обществе кража денег, драгоценностей и прочих материальных предметов уже не так актуальна, как охота на чужую интеллектуальную собственность, передовые идеи, секреты производства и так далее.

Научно-фантастический триллер «Начало» («Inception») построен на идее проникновения в сны и управления ими. Опять-таки в духе современности научные открытия получают прикладное, не такое уж возвышенное и даже незаконное применение: аппараты и препараты, созданные для того, чтобы видеть сны с другой точки зрения, используются военными для тренировок, а главное, ворами – для того, чтобы извлекать коммерческие тайны прямо из сознания конкурентов.

Но, если извлечение идей из чужого сознания – вполне нормальное явление в мире этого фильма, то поместить туда свою идею так, чтобы она прижилась, - всё ещё фантастическая задача. Вот за неё и берётся главный герой фильма, Доминик Кобб (Леонардо ДиКаприо), самый искусный извлекатель, объявленный в международный розыск, и обладатель тёмного прошлого, намёки на которое дозировано даются зрителю с первых сцен фильма. Для выполнения поставленной задачи он собирает команду таких же специалистов, как и он сам. Роли членов команды исполняют молодые, менее знаменитые актёры, которые, тем не менее, справляются со своими ролями не хуже, чем ДиКаприо.

Погружаясь всё глубже в созданный ими многоуровневый сновиденческий мир, в подсознание объекта внедрения, Кобб погружается и в себя тоже и сталкивается с собственными психологическими проблемами, главная из которых – чувство вины в образе его умершей супруги (Марион Котийяр).

Показанные в фильме сны действительно неотличимы от реальности, то есть подсознание уж слишком рационально, и его странности ограничиваются бесконечными лестницами и поездами, едущими без рельсов новыми автомобилями. Однако режиссёр Кристофер Нолан синхронизирует не только действие фильма на четырёх уровнях одновременно, но и выстраивает на классической базе «фильма-ограбления» свою философскую концепцию: можно бесконечно просыпаться от одного сна внутри другого сна, все они неотличимы от реальности, и разницы между сном и явью нет. Можно сказать, что фильм, в свою очередь, внедряет в сознание зрителя такую идею: действительность может оказаться сном. Но зритель не очень-то верит, потому что всё-таки отличает фильмы от сновидений. Пока..





  Рейтинг статьи 6.19
  Просмотров 120
  Идентификатор 34
  Добавлено 21.02.2012